Утверждено
Приказом заведующей №32
от «29» 08.2024 г.
Пояснительная записка к учебному плану
Учебный план МБДОУ детский сад «Дюймовочка» на 2024 – 2025 учебный год
является нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и
объём учебного времени, отводимого на проведение непосредственно образовательной
деятельности.
Учебный план разработан в соответствии с:
- Федеральным законом Российской Федерации № 273 – ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» от 29 12 2012г.;
- Постановление от 28.01.2021г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарно – эпидемиологических правил и норм
СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа
2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам дошкольного образования»;
- Приказом Минпросвещения РФ от 25.11.2022г. №1028 «Об утверждении федеральной
образовательной программы дошкольного образования».
Основными задачами планирования являются:
1. Регулировать объем образовательной нагрузки.
2. Обеспечение углубленной работы по всем направлениям деятельности.
3. Реализация Федерального государственного дошкольного образования.
4.Обеспечение целостности и единства образовательного процесса как основы
повышения качества дошкольного образования
В 2024-2025 гг. в
МБДОУ детский сад «Дюймовочка» функционирует 4
общеобразовательных группы, укомплектованных в соответствии с возрастными
нормами:
Первая младшая (1,6-3 лет)
Вторая младшая (3-4 лет)
Средняя группа (4-5 лет)
Подготовительная группа (6-7 лет)
Учебный план устанавливает перечень образовательных областей, объем учебного
времени, отводимого на проведение непрерывной образовательной деятельности с
обучающимися детьми дошкольного возраста, а также комплексирование программ и
технологий, дающее возможность ДОУ выстраивать образовательный процесс на
принципах дифференциации и вариативности. В учебном плане МБДОУ детский сад
«Дюймовочка» представлено распределение объема недельной, месячной и годовой
образовательной нагрузки.
Во всех возрастных группах непрерывная образовательная деятельность,
требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей,
проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей
(вторник, среда). Для профилактики переутомления детей её сочетают с образовательной
деятельностью, направленной на физическое и художественно-эстетическое развитие
детей.
Обязательная часть обеспечивает выполнение не менее 60% Основной
образовательной программы дошкольного образования (в данном случае программы «От
рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А Васильевой
(издание 4-е, перераб. М.: Мозаика-Синтез, 2016 г.). В обязательную часть плана
включены
четыре
образовательных
области,
обеспечивающее
социальнокоммуникативное, физическое, речевое, познавательное развитие детей. Образовательные
области соотносятся с образовательными модулями программы «От рождения до
школы».
Часть образовательной программы, сформированная участниками образовательных
отношений, представлена парциальными образовательными программами:
- «Мир без опасности», автор И.А. Лыкова (реализуется в средней, старшей,
подготовительной группах), дополняет содержание образовательной области по
социально-коммуникативному развитию;
- программа «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», автор Крюкова
С.В. (реализуется в средней, старшей, подготовительной группах), дополняет содержание
образовательной области по социально-коммуникативному развитию;
- программа «Умные пальчики», автор И.А. Лыкова (реализуется во 2 младшей,
средней, старшей, подготовительной группах), дополняет содержание образовательной
области по художественно-эстетическому развитию;
парциальную общеобразовательную программу «Азбука пожарной
безопасности» (реализуется во 2 младшей, средней, старшей, подготовительной группах),
дополняет содержание образовательной области по социально-коммуникативному
развитию;
- программа «Добро пожаловать в экологию!», автор О.А.Воронкевич (реализуется
в средней, старшей, подготовительной группах), дополняет содержание образовательной
области по познавательному развитию;
- программа «Малыши-крепыши», автор О.В. Бережнова, В.В.Бойко (реализуется в
средней, старшей, подготовительной группах), дополняет содержание образовательной
области по физическому развитию;
- программа «Цветные ладошки», автор И.А.Лыкова (реализуется во всех
возрастных группах), дополняет содержание образовательной области по художественноэстетическому развитию;
- программа «Формирование элементарных математических представлений у
дошкольников», автор К.В.Шевелев (реализуется в средней, старшей, подготовительной
группах), дополняет содержание образовательной области по познавательному развитию;
- программа «Обучение грамоте детей дошкольного возраста», автор Н.В.Нищева
(реализуется в средней, старшей, подготовительной группах), дополняет содержание
образовательной области по речевому развитию;
- программа дошкольного образования «Я, Ты, Мы» (реализуется в средней,
старшей, подготовительной группах), дополняет содержание образовательной области по
коммуникативному развитию.
Парциальные образовательные программы реализуются через совместную
деятельность взрослых и детей, самостоятельную деятельность и в процессе проведения
образовательных
ситуаций
в
режимных
моментах.
Дополнительные
общеобразовательные программы реализуются во второй половине дня в совместной
деятельности взрослого и детей.
Реализация учебного плана предполагает:
- обязательный учет принципа интеграции образовательных областей в
соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников,
спецификой и возможностями образовательных областей;
- соблюдение объема образовательной нагрузки на изучение каждой
образовательной области, которое определено в инвариативной части учебного плана.
Объем учебной нагрузки в течение недели определен в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима
работы дошкольных образовательных учреждений (СанПиН 2.4.3648-20).
2024 – 2025 учебный год в ДОО начинается
2 сентября 2024г. и заканчивается 31 мая 2025 г. и составляет 36 рабочих недель.
Продолжительность учебной недели – 5 дней.
С 01 июня 2025 года по 31 августа 2025 года - летний оздоровительный период, во
время которого с детьми проводятся организованные формы работы физической и
художественно-эстетической направленности, развлечения, тематические досуги,
проектная деятельность в рамках тематических недель, в соответствии с направлениями
развития детей дошкольного возраста. В летний период не предусмотрено проведение
непрерывной образовательной деятельности.
В середине учебного года (последняя неделя декабря) организуются зимние
каникулы, во время которых проводится непрерывная образовательная деятельность
только
эстетически-оздоровительного
цикла
(музыкальная,
двигательная,
изобразительная).
Дополнительные каникулярные дни в образовательном учреждении возможны
по следующим причинам:
Карантин по гриппу, коронавирусу и другим острым респираторным вирусным
инфекциям может быть объявлен в отдельном образовательном учреждении, отдельном
районе, городе или области при превышении эпидемического порога заболеваемости.
Сроки проведения промежуточного мониторинга:
Мониторинг
достижения
детьми
планируемых
результатов
освоения
образовательных программ дошкольного образования включает два компонента:
1. Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание
результатов освоения образовательных программ дошкольного образования
2. Мониторинг детского развития проводится на основе оценки достижения
детьми целевых ориентиров
Промежуточный мониторинг проводится в следующие сроки:
- 2-3неделя декабря 2024 учебного года.
Итоговый мониторинг освоения образовательных программ дошкольного
образования проводится в подготовительной группе в последнюю неделю апреля 2025
учебного года.
Структура образовательного процесса:
Учебный день делится на три блока:
1) утренний образовательный блок включает в себя:
- самостоятельную деятельность ребенка и его совместную деятельность с
воспитателем;
2) развивающий блок представляет собой:
- организованную образовательную деятельность (организованное обучение в форме
игровой деятельности);
- наблюдения, опыты, эксперименты на прогулке;
3) вечерний блок включает в себя:
- совместную деятельность воспитателя с ребенком;
- свободную самостоятельную деятельность воспитанников;
- образовательную деятельность художественно-эстетического и физкультурнооздоровительного направления.
На основе учебного плана разработано расписание организованной образовательной
деятельности на неделю, не превышающее учебную нагрузку.
В расписании учтены психолого-возрастные возможности детей, продолжительность
видов образовательной деятельности в день в каждой возрастной группе.
Образовательная деятельность проводится с несколькими детьми, с подгруппой или со
всей группой воспитанников.
Возрастные образовательные нагрузки
Первая младшая группа
(от 1,5 до 3 лет)
вторая младшая
группа (4-й год
жизни)
средняя группа
(5-й год жизни)
старшая группа
(6-й год жизни)
подготовительная группа
(7-ой год жизни)
Требования
к организации воспитательно-образовательного процесса
(в соответствии с п. 11 СанПиН 2.4.1.3049-13)
не более
не более
15 минут
20 минут
30 минут
40 минут
Продолжительность непрерывной
образовательной деятельности
Максимально допустимый объем
образовательной нагрузки в первой
половине дня
Образовательная деятельность во
второй половине дня после дневного
сна
не более
не более
не более
10 минут
25 минут
30 мин
допускается
50 минут
1 час 30 минут
осуществлять
образовательную
деятельность
продолжительностью 25минут
продолжительностью 30 минут
в 1-ю и во 2-ю
не более 2 раз в неделю
не более 3 раз в неделю
половину дня по
8-10 минут
В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность статического характера, проводят физкультминутку.
Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут.
Организация непрерывной образовательной деятельности (далее НОД) в соответствии с учебным планом ДОО
Возрастная группа
Недельная образовательная
нагрузка (Количество НОД)
10
Продолжительность
НОД (минут)
10
Вторая младшая
группа
(от 3 до 4 лет)
Средняя группа
(от 4 до 5 лет)
Старшая группа
(от 5 до 6 лет)
11
15
11
20
13
25
Подготовительная
группа (от 6 до 7
лет)
14
30
Первая младшая
группа
(от 1,5 до 3 лет)
Примечание
В середине времени, отведенного
на НОД статического характера,
проводят физкультминутку.
Перерывы между периодами НОД
– не менее 10 минут. НОД,
требующая повышенной
познавательной активности и
умственного напряжения детей,
проводится в 1-ю половину дня и
дни наиболее высокой
работоспособности (вторник,
среду). Для профилактики
утомления детей она сочетается с
НОД, направленной на физическое
и художественно-эстетическое
развитие детей
С детьми раннего возраста проводится по две НОД в день:
одна в первую половину дня, вторая - во вторую, по
подгруппам и фронтально (Музыка)
Общая продолжительность НОД в первую половину дня
составляет 30 и 40 минут соответственно. Форма
организации фронтальная
Общая продолжительность НОД в первую половину дня
составляет 45. НОД во 2-ю половину дня организуется 2 раза
в неделю, продолжительностью 25 минут. Форма
организации фронтальная и подгрупповая
Общая продолжительность НОД в первую половину дня
составляет 1ч. НОД во 2-ю половину дня организуется 4 раза
в неделю, продолжительностью 30 минут. Форма
организации фронтальная и подгрупповая
Учебный план
к основной образовательной программой дошкольного образования
«От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А Васильевой (издание 4-е, перераб., М.: Мозаика-Синтез, 2016 г.)
Непрерывная образовательная деятельность
Формирование элементарных
математических представлений (ФЭМП)
Формирование целостной картины мира
(ФКЦМ)
Познавательно-исследовательская и
продуктивная (конструктивная)
деятельность
Итого:
Младшая группа
(от 1,5 до 3 лет)
В неделю
В год
1
36
Речевое развитие
Восприятие художественной литературы и
фольклора
2 младшая группа
(от 3 до 4 лет)
В неделю
В год
1
36
Средняя группа
(от 4 до 5 лет)
В неделю
В год
1
36
Подготовительная
группа (от 6 до 7 лет)
В неделю
В год
2
72
1/2
18
1
18
1
36
1
36
1/2
18
1
18
1
36
1
36
ОБЖ\ЗОЖ\ПДД\ сенсорное развитие\экология
Интеграция образовательных областей в форме социально-ориентированных игр, чередование с практикумами
по самообслуживанию, ОБЖ, культурные практики совместного труда
2
72
1
36
2
36
1
36
Проводится ежедневно между режимными моментами, в играх. Интегрируется в другие образовательные области.
Подготовка к обучению грамоте
-
-
-
-
-
-
1
36
Аппликация
1/2
18
1/2
18
1/2
18
1
36
Рисование
1
36
1
36
1
36
1
36
Лепка
1/2
18
1/2
18
1/2
18
1
36
Музыкальное развитие
2
72
2
72
2
72
2
72
Физическая культура
2
72
3
108
3
108
3
108
Ф
из
ич
ес
ко
е
ра
зв
ит
ие
Художественноэстетическое
развитие
Речевое
развитие
Социальнокоммуникат
ивное
развитие
Познавательно
е развитие
Образоват
ельная
область
10
1ч.40м.
360
11
3ч.35м.
360
12
4ч.20м.
396
14
504
7ч.00м.