Утверждено Приказом заведующей №32 от «29» 08.2024 г. Пояснительная записка к учебному плану Учебный план МБДОУ детский сад «Дюймовочка» на 2024 – 2025 учебный год является нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение непосредственно образовательной деятельности. Учебный план разработан в соответствии с: - Федеральным законом Российской Федерации № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 12 2012г.; - Постановление от 28.01.2021г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; - Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарно – эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; - Приказом Минпросвещения РФ от 25.11.2022г. №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования». Основными задачами планирования являются: 1. Регулировать объем образовательной нагрузки. 2. Обеспечение углубленной работы по всем направлениям деятельности. 3. Реализация Федерального государственного дошкольного образования. 4.Обеспечение целостности и единства образовательного процесса как основы повышения качества дошкольного образования В 2024-2025 гг. в МБДОУ детский сад «Дюймовочка» функционирует 4 общеобразовательных группы, укомплектованных в соответствии с возрастными нормами: Первая младшая (1,6-3 лет) Вторая младшая (3-4 лет) Средняя группа (4-5 лет) Подготовительная группа (6-7 лет) Учебный план устанавливает перечень образовательных областей, объем учебного времени, отводимого на проведение непрерывной образовательной деятельности с обучающимися детьми дошкольного возраста, а также комплексирование программ и технологий, дающее возможность ДОУ выстраивать образовательный процесс на принципах дифференциации и вариативности. В учебном плане МБДОУ детский сад «Дюймовочка» представлено распределение объема недельной, месячной и годовой образовательной нагрузки. Во всех возрастных группах непрерывная образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда). Для профилактики переутомления детей её сочетают с образовательной деятельностью, направленной на физическое и художественно-эстетическое развитие детей. Обязательная часть обеспечивает выполнение не менее 60% Основной образовательной программы дошкольного образования (в данном случае программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А Васильевой (издание 4-е, перераб. М.: Мозаика-Синтез, 2016 г.). В обязательную часть плана включены четыре образовательных области, обеспечивающее социальнокоммуникативное, физическое, речевое, познавательное развитие детей. Образовательные области соотносятся с образовательными модулями программы «От рождения до школы». Часть образовательной программы, сформированная участниками образовательных отношений, представлена парциальными образовательными программами: - «Мир без опасности», автор И.А. Лыкова (реализуется в средней, старшей, подготовительной группах), дополняет содержание образовательной области по социально-коммуникативному развитию; - программа «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», автор Крюкова С.В. (реализуется в средней, старшей, подготовительной группах), дополняет содержание образовательной области по социально-коммуникативному развитию; - программа «Умные пальчики», автор И.А. Лыкова (реализуется во 2 младшей, средней, старшей, подготовительной группах), дополняет содержание образовательной области по художественно-эстетическому развитию; парциальную общеобразовательную программу «Азбука пожарной безопасности» (реализуется во 2 младшей, средней, старшей, подготовительной группах), дополняет содержание образовательной области по социально-коммуникативному развитию; - программа «Добро пожаловать в экологию!», автор О.А.Воронкевич (реализуется в средней, старшей, подготовительной группах), дополняет содержание образовательной области по познавательному развитию; - программа «Малыши-крепыши», автор О.В. Бережнова, В.В.Бойко (реализуется в средней, старшей, подготовительной группах), дополняет содержание образовательной области по физическому развитию; - программа «Цветные ладошки», автор И.А.Лыкова (реализуется во всех возрастных группах), дополняет содержание образовательной области по художественноэстетическому развитию; - программа «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников», автор К.В.Шевелев (реализуется в средней, старшей, подготовительной группах), дополняет содержание образовательной области по познавательному развитию; - программа «Обучение грамоте детей дошкольного возраста», автор Н.В.Нищева (реализуется в средней, старшей, подготовительной группах), дополняет содержание образовательной области по речевому развитию; - программа дошкольного образования «Я, Ты, Мы» (реализуется в средней, старшей, подготовительной группах), дополняет содержание образовательной области по коммуникативному развитию. Парциальные образовательные программы реализуются через совместную деятельность взрослых и детей, самостоятельную деятельность и в процессе проведения образовательных ситуаций в режимных моментах. Дополнительные общеобразовательные программы реализуются во второй половине дня в совместной деятельности взрослого и детей. Реализация учебного плана предполагает: - обязательный учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; - соблюдение объема образовательной нагрузки на изучение каждой образовательной области, которое определено в инвариативной части учебного плана. Объем учебной нагрузки в течение недели определен в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПиН 2.4.3648-20). 2024 – 2025 учебный год в ДОО начинается 2 сентября 2024г. и заканчивается 31 мая 2025 г. и составляет 36 рабочих недель. Продолжительность учебной недели – 5 дней. С 01 июня 2025 года по 31 августа 2025 года - летний оздоровительный период, во время которого с детьми проводятся организованные формы работы физической и художественно-эстетической направленности, развлечения, тематические досуги, проектная деятельность в рамках тематических недель, в соответствии с направлениями развития детей дошкольного возраста. В летний период не предусмотрено проведение непрерывной образовательной деятельности. В середине учебного года (последняя неделя декабря) организуются зимние каникулы, во время которых проводится непрерывная образовательная деятельность только эстетически-оздоровительного цикла (музыкальная, двигательная, изобразительная). Дополнительные каникулярные дни в образовательном учреждении возможны по следующим причинам: Карантин по гриппу, коронавирусу и другим острым респираторным вирусным инфекциям может быть объявлен в отдельном образовательном учреждении, отдельном районе, городе или области при превышении эпидемического порога заболеваемости. Сроки проведения промежуточного мониторинга: Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения образовательных программ дошкольного образования включает два компонента: 1. Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательных программ дошкольного образования 2. Мониторинг детского развития проводится на основе оценки достижения детьми целевых ориентиров Промежуточный мониторинг проводится в следующие сроки: - 2-3неделя декабря 2024 учебного года. Итоговый мониторинг освоения образовательных программ дошкольного образования проводится в подготовительной группе в последнюю неделю апреля 2025 учебного года. Структура образовательного процесса: Учебный день делится на три блока: 1) утренний образовательный блок включает в себя: - самостоятельную деятельность ребенка и его совместную деятельность с воспитателем; 2) развивающий блок представляет собой: - организованную образовательную деятельность (организованное обучение в форме игровой деятельности); - наблюдения, опыты, эксперименты на прогулке; 3) вечерний блок включает в себя: - совместную деятельность воспитателя с ребенком; - свободную самостоятельную деятельность воспитанников; - образовательную деятельность художественно-эстетического и физкультурнооздоровительного направления. На основе учебного плана разработано расписание организованной образовательной деятельности на неделю, не превышающее учебную нагрузку. В расписании учтены психолого-возрастные возможности детей, продолжительность видов образовательной деятельности в день в каждой возрастной группе. Образовательная деятельность проводится с несколькими детьми, с подгруппой или со всей группой воспитанников. Возрастные образовательные нагрузки Первая младшая группа (от 1,5 до 3 лет) вторая младшая группа (4-й год жизни) средняя группа (5-й год жизни) старшая группа (6-й год жизни) подготовительная группа (7-ой год жизни) Требования к организации воспитательно-образовательного процесса (в соответствии с п. 11 СанПиН 2.4.1.3049-13) не более не более 15 минут 20 минут 30 минут 40 минут Продолжительность непрерывной образовательной деятельности Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня Образовательная деятельность во второй половине дня после дневного сна не более не более не более 10 минут 25 минут 30 мин допускается 50 минут 1 час 30 минут осуществлять образовательную деятельность продолжительностью 25минут продолжительностью 30 минут в 1-ю и во 2-ю не более 2 раз в неделю не более 3 раз в неделю половину дня по 8-10 минут В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность статического характера, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут. Организация непрерывной образовательной деятельности (далее НОД) в соответствии с учебным планом ДОО Возрастная группа Недельная образовательная нагрузка (Количество НОД) 10 Продолжительность НОД (минут) 10 Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет) Средняя группа (от 4 до 5 лет) Старшая группа (от 5 до 6 лет) 11 15 11 20 13 25 Подготовительная группа (от 6 до 7 лет) 14 30 Первая младшая группа (от 1,5 до 3 лет) Примечание В середине времени, отведенного на НОД статического характера, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами НОД – не менее 10 минут. НОД, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в 1-ю половину дня и дни наиболее высокой работоспособности (вторник, среду). Для профилактики утомления детей она сочетается с НОД, направленной на физическое и художественно-эстетическое развитие детей С детьми раннего возраста проводится по две НОД в день: одна в первую половину дня, вторая - во вторую, по подгруппам и фронтально (Музыка) Общая продолжительность НОД в первую половину дня составляет 30 и 40 минут соответственно. Форма организации фронтальная Общая продолжительность НОД в первую половину дня составляет 45. НОД во 2-ю половину дня организуется 2 раза в неделю, продолжительностью 25 минут. Форма организации фронтальная и подгрупповая Общая продолжительность НОД в первую половину дня составляет 1ч. НОД во 2-ю половину дня организуется 4 раза в неделю, продолжительностью 30 минут. Форма организации фронтальная и подгрупповая Учебный план к основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А Васильевой (издание 4-е, перераб., М.: Мозаика-Синтез, 2016 г.) Непрерывная образовательная деятельность Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) Формирование целостной картины мира (ФКЦМ) Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность Итого: Младшая группа (от 1,5 до 3 лет) В неделю В год 1 36 Речевое развитие Восприятие художественной литературы и фольклора 2 младшая группа (от 3 до 4 лет) В неделю В год 1 36 Средняя группа (от 4 до 5 лет) В неделю В год 1 36 Подготовительная группа (от 6 до 7 лет) В неделю В год 2 72 1/2 18 1 18 1 36 1 36 1/2 18 1 18 1 36 1 36 ОБЖ\ЗОЖ\ПДД\ сенсорное развитие\экология Интеграция образовательных областей в форме социально-ориентированных игр, чередование с практикумами по самообслуживанию, ОБЖ, культурные практики совместного труда 2 72 1 36 2 36 1 36 Проводится ежедневно между режимными моментами, в играх. Интегрируется в другие образовательные области. Подготовка к обучению грамоте - - - - - - 1 36 Аппликация 1/2 18 1/2 18 1/2 18 1 36 Рисование 1 36 1 36 1 36 1 36 Лепка 1/2 18 1/2 18 1/2 18 1 36 Музыкальное развитие 2 72 2 72 2 72 2 72 Физическая культура 2 72 3 108 3 108 3 108 Ф из ич ес ко е ра зв ит ие Художественноэстетическое развитие Речевое развитие Социальнокоммуникат ивное развитие Познавательно е развитие Образоват ельная область 10 1ч.40м. 360 11 3ч.35м. 360 12 4ч.20м. 396 14 504 7ч.00м.